Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Рекомендации родителям «Я одеваюсь сам»
Стремление
к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. На втором и третьем году жизни желание быть
самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у своего малыша это стремление.
К
3-3,5 года ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители
ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама
сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само.
И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет» я сам»,мы ему не позволяем
сделать того, за что в 5-6 лет будем упрекать: « Ты уже большой, одевайся
сам».Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали -раздевали, а
самостоятельно все делает небрежно, плохо. Не пропустите это благоприятный
период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают
действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно
выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.
Эти
на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие
возможности для развития малыша:
-крепнет
его рука, она «учится «сгибаться и разгибаться ,совершенствуется мелкая моторика
кисти;
-развивается
умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение
сначала визуально, а затем и кинестически, через «мышечное чувство»;
-ребенок
учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество,
отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;
-
развивать умение устанавливать связь между совершаемым и получаемым
результатом.
Все
перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для
его успешного участия в продуктивной деятельности.
Итак,
ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами- одеждой или обувью. Все
его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он
стаскивает с себя платье( колготки, рубашку),а не снимает. Вот как ребенок
действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колени ,не выпуская
резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В
результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то
колготки, хотя бы и наизнанку, надеть
потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет
вещь из рук ребенка и начинает выворачивать
и надевать на малыша. Поэтому, если
мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание
должно»готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены
таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание
Ну
и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их без
проблемное надевание? Прежде всего у
ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном,
на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его
роста.
Итак,
снимаем колготки:
-стоя
около стульчика спиной к сидению, двумя руками держа за резинку, малыш спускает
их ниже колен;
-садится
на стул;
-
берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка ( вы, конечно, рассмотрели
с ним, что на колготках есть пятка и носок);
-тянет
поочередно чулки вниз.
Чтобы
затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на
сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к
краю и одним швом вверх ( или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх ), то
стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик ( не вертя вещь в
руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый – у
правой. Теперь можно смело всовывать
поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.
Вдумайтесь,
если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то , безусловно, сумеем
найти способ, как облегчить сложный для
него процесс, поможем ему стать самостоятельным.
Не
отступайте от принятого порядка и способ действий, поощряйте, хвалите ребенка
за то, что он делает все правильно: « Вот как Машенька положила колготки на
сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху»
На первых порах малышу еще нужна помощь, но
такая ,чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности
Обратите
внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся
попытки вы приходите ему на помощь. ПРОЯВИТЕ ТЕРПЕНИЕ! Очень скоро вы увидите, что ваш
малыш справляется с одеванием все более самостоятельно.
Постарайтесь
сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его
стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно
прочесть соответственно действию потешку , называя имя ребенка:
У
девочек и мальчиков
Зимою
мерзнут пальчики,
Чтобы
пальчики согреть,
Что
на ручки нам одеть?
Обыгрывайте
действия ребенка. Например: « Тянем- потянем, вытянули ножку. Эту ножку- в
этот домик, эту ножку- в другой домик
« ( надеваем туфли ) и т. Д.
Все
это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание
действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его
вещам. Например, расправьте платье на стуле: « Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это
с самого раннего возраста малыша.
ИТАК, ВАШ МАЛЫШ К 3 – 3,5 года:
Охотно
обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за
него что-либо сделали вы;
Стремится
к активности: « Я сам!» не позволяет вам сделать то. Что умеет;
Знает
место каждой вещи и складывает ее определенным способом;
Бережно
обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет,
вешает на место.
ВСЕ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ТОГО, ЧТО
ВЫ, ЛЮБЯ СВОЕГО МАЛЫША, ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕЛИ:
Проявили
терпение, внимание и доброжелательность;
отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным
событием жизни ребенка;
Для
каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней; оказывали
помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам;
Хвалили
ребенка только тогда, когда он достигал результата; замечали любое новое
действие, освоенное ребенком ,и хвалили его за самостоятельность;
Выражали
своим поведением бережное отношение к вещам.
Самообслуживание
постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой
характеристикой любой трудовой деятельности.
Подготовила:
Привалихина
Ирина Владимировна,
воспитатель группы «Солнышко»
Комментариев нет:
Отправить комментарий